Кино

Отзыв на фильм «Самурай» (1967)

❗ Внимание! В тексте отзыва присутствуют спойлеры.

Неспешный фильм. Время там течёт совсем по-другому. С современными боевиками про наёмных убийц не сравнить. В те лохматые шестидесятые видимо ещё не было проблемы с клиповостью мышления. Фильм настраивает на размеренное повествование с первых же кадров. Общий план полутёмной комнаты, где главный герой Жеф Костелло в исполнении Алена Делона лежит на кровати длится две минуты. Герой курит, играет с зажигалкой, в клетке насвистывает птица.

Главный герой немногословен. Известна история, о том, как режиссёр фильма Жан-Пьер Мельвилль читал Алену Делону собственный сценарий, и, спустя некоторое время, Делон прервал его, сказав: “Вы читаете уже семь с половиной минут, и до сих пор не было ни одного диалога. Это мне подходит”. И вправду Жеф Костелло слов на ветер не бросает 🙂

Вот были времена, когда машины не закрывали даже на ключ! И достаточно было, имея связку ключей, как у Жоржа Милославского, сесть в машину и с непроницаемым лицом методично подобрать подходящий. Да, выдержке Жефа Костелло Жоржу Милославскому ещё поучиться 🙂

Фрагменты из фильмов “Самурай” (1967) и “Иван Васильевич меняет профессию” (1973) представлены на правах цитирования.

Music by Amaksi from Pixabay

Выполнение очередного заказа – убийство владельца ночного клуба – разыграно как по нотам. Это как будто хорошо срежиссированный спектакль, в главной роли сам режиссёр и каждый персонаж знает свою роль и способен повторить её без запинки. Наблюдая за этим чётко спланированный действом, приходишь к мысли, что это своего рода «Один день», только не Ивана Денисовича, а Жефа Костелло.

«И так идёт за годом год, так и жизнь пройдёт…»

Но в этот раз на сцену вышла мисс Случайность, как всегда без предупреждения. Выходя из заведения после убийства, Жеф Костелло нос к носу сталкивается с Валери – пианисткой этого клуба. Ему не удаётся переждать полицейскую облаву за покерным столом. В полиции он вновь встречается с Валери, но… Но судьба вновь делает неожиданный поворот: пианистка даёт ложные показания и Жефа Костелло отпускают, хотя и ведут за ним слежку.

Какой мотив у Валери покрывать убийцу? Этот вопрос беспокоит и самого Жефа. Может, хозяин ночного клуба был совсем не ангел? Может, решила, что такой красавчик не должен сидеть в тюрьме? Увидела в нём родственную душу? Может, работает на заказчиков, которым не выгодно, чтобы Костелло оказался за решёткой? Сам Костелло полагает, что это самая разумная версия. Но реального мотива действий Валери мы так и не узнаем.

Пожалуй, в этом фильме мне не хватило чуть более глубокой проработки персонажей второго плана. Почему его подруга с неопределённым родом занятий Жанна Лагранж (её играет Натали Делон, на тот момент жена Алена Делона) доверяет Жефу Костелло как самой себе? Такое доверие, я полагаю, стоит чем-то заслужить. Может, когда-то он её спас из беды… И этого мы не узнаем. Некоторая недосказанность присутствует, но не вредит фильму.

В финальной сцене Жефа Костелло, вернувшегося на место преступления, застрелит полиция, но, по сути, это ни что иное как самоубийство: он сам подставился под пулю. Для чего? Я думаю, что он просто устал, ибо…

«Нет более глубокого одиночества, чем одиночество самурая, разве что, может быть, одиночество тигра в джунглях»

Бусидо – кодекс самурая (выдуманная режиссёром фильма цитата)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *